Выжить в трудные времена: два ярких примера для Украины
Категорія
Blogs
Дата публікації

Выжить в трудные времена: два ярких примера для Украины

Виктор Марущенко
Виктор Марущенко

О самоорганизации, как хорошем способе решать проблемы в нынешнее тяжелое время, и двух ее ярких примерах - в видеоблоге Виктора Марущенко на ONLINE.UA

Хотелось бы поговорить о самоорганизации. Я думаю, что самый лучший опыт – тот, который уже состоялся, то есть, изучение прошлого дает нам повод повторять какие-то хорошие вещи.

В условиях, когда недостаточно хорошо работает государство, вопрос самоорганизации очень важен. Можно вспомнить для примера заселение Австралии, когда туда сначала привезли преступников, а сегодня это одно из лучших государств для жизни, 13-я экономика в мире, лучшие города по экологии, по другим параметрам.

А, с другой стороны, самоорганизация полезна для создания каких-то клубов по интересам, которые очень важны и для профессиональной деятельности, и для досуга. Я впервые серьезно столкнулся с этим, когда мы с Михаэлем Главоггером работали на съемках фильма «Смерть рабочего» на Донбассе. Мы тогда снимали «копанки», и не только «копанки» (потому что это маленькие шахты, которые насчитывают несколько человек), но и большие шахты, где коллектив насчитывал около ста человек.

Как они самоорганизовались? Наверное, по криминальному типу. У них был «общак», был избираемый директор. И этот директор не имел административной власти, но имел контроль над общими деньгами. Общие деньги начислялись там ежемесячно или еженедельно, и эти деньги выделялись для лечения (в случае травмы) или для захоронения (в случае смерти).

Система работала четко, сами шахтеры работали индивидуально или создавали небольшие бригады. Коллектив был абсолютно дружным, все друг друга знали. И вот эти деньги, ради которых они работали, и которые им гарантировали защиту от всяких рисков, их объединяли.

Очень хороший пример. И вот, как-то у нас в школе (школе фотографии – ONLINE.UA) возникла ситуация: люди проходили все  наши курсы и выходили  с растерянными лицами, с мокрыми глазами, с разведенными руками и задавали вопрос – а что делать дальше? Мы долго над этим думали (все-таки, нам уже больше 12 лет), и пришли к выводу, что нужно делать клуб.

Но клуб тоже так просто не сделаешь, нужно какое-то количество людей, чтобы его запустить. Мы запустили его со второй попытки, и сегодня это абсолютно отдельная организация, которая ни от кого не зависит и функционирует по принципу большинства, то есть, все решения принимаются на собраниях коллегиально. Собрания проводятся регулярно – пару раз в месяц. Клуб мы сделали около года назад, и за это время очень сильно продвинулись. Есть руководство клуба, которое занимается и творческой составляющей. Есть взнос, он составляет около 300 гривен в месяц, то есть, ежемесячные поступления в бюджет клуба (при наличии примерно 50 членов) составляют около 15 тысяч гривен. Этого достаточно, чтобы пригласить какого-то мастера, даже из другой страны, чтобы организовать лекцию или поездку. Ближайшая поездка будет в Чернобыльскую зону, уже сейчас едет около 30 человек.

Мы провели ряд лекций, мастер-классов очень известных мастеров, смогли им оплатить дорогу, пребывание и т.п. То есть, этих денег вполне достаточно, и у нас полная независимость. Был один председатель клуба, теперь переизбрали другого.

Я думаю, что в условиях нашей тяжелой жизни, когда нет средств, большое количество людей, которые выделяют небольшие деньги, и эти деньги складываются, позволяет делать более-менее громоздкие проекты с финансовыми расходами.

Сегодня это одна из форм существования, в том числе и в области искусства, культуры.

Эти небольшие суммы дают определенную финансовую свободу. И я просто хотел поделиться опытом, который неожиданно сработал. Такая форма, когда люди абсолютно никому ничего не должны, просто собирают свои деньги и делают то, что хотят, сегодня абсолютно приемлема и имеет перспективу.

Залишаючись на онлайні ви даєте згоду на використання файлів cookies, які допомагають нам зробити ваше перебування тут ще зручнішм