И вот когда один российский телеканал обратился ко мне за телефоном Юрия Романенко, а второй - за телефоном Остапа Дроздова, тут уже я не могу не высказаться по поводу всем известного инцидента в студии ZIK. Хотя и не собиралась.
В Украине сегодня нет языковой проблемы. Более того, есть политический и общественный консенсус в отношении украинского языка как единственного государственного. Равно как и есть консенсус в отношении евроатлантического геополитического выбора. Именно поэтому, кстати, так легко и прошел на политическом уровне закон о декоммунизации.
Очень правильно, что были приняты законы о языковых квотах на радио и телевидении. Это одно из решений, которое будет способствовать развитию украиноязычного контента. Будет здорово, если и украинские издательства будут иметь стимул и мотивацию для развития. Вне обсуждения то, что украинские политики/чиновники в публичном пространстве должны говорить на украинском.
И, тем не менее, вопрос содержания сегодня не менее актуален, чем вопрос формы. Важно не только то, как ты говоришь, но и то, что ты говоришь. И именно с содержанием у нас нередко есть проблемы. Все мы помним, как Монтян на чистом украинском языке говорила, что мечтает застать времена, когда россияне будут вешать украинцев на столбах в Киеве. Также думаю, многие сталкивались с гугл-переводными "украинскими" комментариями ольгинских троллей, взывающих к патриотизму, употреблению украинского языка и т.д. Надо искоренять "гибридное содержание", которое может звучать и на русском, и на украинском языках, а не останавливаться исключительно на форме.
В этом смысле, актуализация проблем, реально существующих до 2014 года, до войны России против Украины (языковой проблемы в частности), что сделал ведущий Дроздов во время эфира, выглядит (уточняю - выглядит, я не могу утверждать, что является) как сознательная провокация.
Повторюсь: у нас есть консенсус относительно украинского языка как единственного государственного. Мы движемся в правильном направлении и никакого отката в этом вопросе не может быть. Но параллельно мы должны реализовывать два направления - создавать украиноязычный контент, доносить его до жителей южных и восточных регионов (хоть и на русском языке; имею ввиду, например, русскоязычные СМИ, но с украинской позицией, для восточных регионов) и формировать спрос на украинский язык. А не создавать конфликтность на этой теме. Стандартная проблема Украины в реализации любой инициативы/реформы/решения - путать форму и содержание. В условиях войны - это как раз и означает поддаться "гибридности".