Законопроект по Донбассу: что важно знать
Категория
Blogs
Дата публикации

Законопроект по Донбассу: что важно знать

Олеся Яхно
Олеся Яхно

Итак, на Согласительном совете ВР в качестве одного из первых и главных вопросов текущей сессионной недели звучал законопроект по Донбассу (второе чтение). В связи с этим хотела бы напомнить/обозначить некоторые позиции в/вокруг законопроекта.

1. Главная идея законопроекта - это восстановление суверенитета Украины над оккупированными регионами Донбасса, а не оттторжение и передача региона России. Законопроект противостоит ползучей аннексии ОРДЛО, которую проводит Россия: введение рубля, кража украинских предприятий, введение так называемых "паспортов" республик, перманентное обострение военных действий как способ дальнешей дегуманизации и формирования образа врага.

2. Сложность законопроекта, на мой субьективный взгляд, была в том, чтобы сохранить мирно-дипломатический способ восстановления территориальной целостности Украины (а, значит, и санкции против РФ), но при этом предоставить право нашим Вооруженным силам реагировать в случае обострения военных действий со стороны оккупанта. Закон фиксирует право Украины на самооборону, согласно 51 статье Устава ООН.
В этом смысле проект закона гармонизирует правовое поле Украины с реальной ситуацией на Донбассе, в частности в части применения ВСУ, и ставит точку на дискуссии о праве использования ВСУ на Донбассе.

3. Законопроект определяют Россию как агрессора, а также правовой статус ОРДЛО как временно оккупированных территорий, что влечет за собой все последствия, согласно международному праву, об оккупированных территориях. В проекте закона определяются понятия "русская оккупационная власть" и "российские оккупационные войска". Также законопроект защищает собственность украинских юридических и физических лиц на оккупированных территориях, не признавая "правовые акты" так называемых республик. Это означает, что граждане Украины смогут вернуть украденную у них недвижимость и предприятия по возвращении территорий под контроль Украины.

4. Законопроект повышает роль Министерства по вопросам оккупированных территорий, в части защиты прав внутренне перемещенных лиц.

5. Между первым и вторым чтением в законопроект было внесено много поправок. В том числе и тех, которые искажают изнеачальную идею документа. В частности, правки о расторжении дипломатических отношений или о возвращении Крыма, которые выходят за пределы законопроекта, одобренного в первом чтении. Попытка отдельных политиков/партий включить все в данный законопроект - это либо пиар, либо попытка завалить документ вообще. Ведь понятно же, что право на самооборону применительно к Донбассу, где идут военные действия, и применительно к Крыму, обессмысливают тактику и по отношению к Донбассу, и по отношению к Крыму.

И, наконец,

6. К сожалению, политическая мотивация у ряда политиков/партий доминирует над государствекнными интересами. Политики/фракции, которые так негодовали по поводу того, что рассмотрение законопроекта по Донбассу во втором чтении переносится с конца 2017 на начало 2018 года (прежде всего, в связи с процессом освобождения наших заложников из плена) и буквально требовали его рассмотрения еще в конце 2017-го, теперь, естественно, опять говорят о том, теперь будут пытаться "валить" законопроект.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.