Как подготовить ребенка к школе: советы известного психолога

Как подготовить ребенка к школе: советы известного психолога


  |  Дети
estet-portal.com
Еще три недели — и школа. А дети еще не наигрались, не набегались и т. д. О том, как подготовить детей, рассказала известный психолог Светлана Ройз.

Lady.ONLINE.UA делится с вами советами, опубликованными на Facebook психолога.

Первое, на что рекомендует обратить внимание Ройз, - это режим дня: «Сейчас - за три недели до 1 сентября самое время постепенно возвращаться в "школьный" режим дня. Резкий переход от состояния покоя к рабочему режиму - и для детей, и для взрослых - стресс. можно уже сейчас постепенно просыпаться утром и укладываться спать вечером чуть раньше». 



Второе — это напомнить ребенку все, что он учил. Пролистайте тетради, учебники. Уже сейчас начните занятия в секциях и кружках, не оставляйте все на сентябрь.

«Первые учебные месяцы (особенно в новой школе, в новом классе) - это стресс. Система образования меняется, но пока многим детям ходить в школу страшно. а жизнь подростков (так уж физиологически сложилось) - это всегда стресс. 

Когда человек находится в состоянии хронического стресса, его мозг испытывает дефицит цинка. Цинк влияет на работу гиппокампа, который помогает нам и нашим детям обрабатывать и запоминать большие объемы информации. 

Уже сейчас пора использовать то, во что вы верите - кушать продукты, содержащие цинк, если вы верите в витамины или биодобавки - использовать их», - напоминает психолог. 




Особое внимание Светлана Ройз советует уделить возвращению в коллектив: «Для интровертных, застенчивых детей, которые к тому же летние месяцы провели уединенно - возвращение в коллектив - это нагрузка и возможный источник напряжения. Можно предложить в какой-нибудь оставшийся до 1 сентября день встретиться всем классом и пойти в кино или на пикник. Это поможет снизить тревогу и, возможно, поможет ребенкам проявить те грани, которые им сложно проявить в школе». 

По словам психолога, вам с ребенком лучше еще до сентября прийти в школу, походить по коридорам, посмотреть на новый (или вспомнить старый) кабинет. 

«Если ребенок приносит в класс какую-то свою вещь - книгу в библиотеку, вазон, плакат, фотографию - он как будто бы ставит отпечаток "я тут есть". Это облегчает адаптацию и привыкание к классу. Здорово, если в классе делается общая "газета" - с фотографиями всех учеников», - отмечает Ройз. 

«Для тех, кто склонен фокусировать внимание на негативе, у кого "ничего хорошего нет и не будет", кто склонен не замечать ресурсных событий и радостей - сделать коллаж из фотографий (даже сфотографированных на камеру мобильного телефона) из самых радостных моментов лета. Записать все самое знаменательное в "журнале воспоминаний", благодарностей, успехов. (Здорово ввести это в практику)», - добавляет психолог.

Еще один важный момент — возвращение из лагеря.

«Иногда, когда ребенок приезжает из лагеря, у нас возникает ощущение, что он "не вернулся". 
Иногда и нам, взрослым, важно осознанно "ставить точку" в разных процессах. так легче совершать "переход" в другие действия и психологически "акклиматизироваться". 

Можно, например, отпраздновать возвращение из лагеря, из отпуска, отпраздновать завершение каникул. Встретить даже взрослого ребенка из лагеря или после любого отсутствия - сюрпризом - шариком, подарком, рукодельным плакатом, тортом», - говорится в советах.



Особенное внимание уделите вашим взаимоотношениям с ребенком: «Ребенок вернулся из лагеря и изменился. нам важно дать себе возможность привыкнуть к изменившемуся за лето ребенку. Жизнь ребенка постоянно обогащается новыми отношениями, новыми ролями, новыми знаниями, словами и "системами". 

Фокус его внимания будет смещаться на других взрослых и детей. Наша роль рядом с ребенком с одной стороны неизменна, с другой - тоже своими гранями трансформируется. Нам важно стараться не тревожиться и "силой" не возвращать свою власть и авторитетность».

Еще один момент — влюбленность: «Влюбленность ребенка - это всегда новый уровень взаимоотношений с родителями. Важно относиться с уважением к чувствам малыша или подростка. 

Важно сохранять тайны, если с нами делятся. Важно не вторгаться в личное пространство, если от нас его оберегают. А) Часто "чувствующий", переживающий влюбленность ребенок перестает быть "думающим". Б) Не все взрослые умеют справляться с "нагрузкой чувств". В) нашим детям важно пройти свой первый опыт любви, очарований и разочарований. (И да, успеваемость в это время падает».


Психолог также советует родителям позволить ребенку самому выбирать вещи в школу: « А) У ребенка в жизни очень мало возможности выбора. При финансовой возможности - важно, чтобы он смог выбрать хотя бы дизайн обложек и дневников и модель ручек. 

Б) Важно помнить - что в магазине выбор из многих товаров - ребенка пугает. (иногда у детей случаются истерики, когда им предлагают выбрать все, что они хотят). В) Ребенок находится в двойственном состоянии . 

С одной стороны новый класс школы - это повышение статуса. С другой - может проявиться страх этого нового, страх взросления. здорово, если помимо рациональных и обязательных покупок, при желании ребенка, вы купите что-то со взрослой точки зрения "детское". 

Также обратите внимание на школьную форму. «Школьная форма - как психологический элемент - для многих детей важна. Она -при не сформированном внутреннем стержне - дает опору на внешний. (Внешний "костыль" - правила - кодекс, режим дня, расписание звонков, форма..,) Школьная форма должна была бы вызывать гордость от принадлежности к МЫ - класса, гимназии, школы. Она должна быть современной, красивой, удобной». 




Отдельные советы для родителей. Важно: 

«1. Чтобы Родители не были продолжением школы. У ребенка должно быть безопасное пространство. нужна наша поддержка. Наше доверие его Судьбе и вера в его потенциал. 

2. Чтобы родители не жертвовали собой, ради успешности и реализации детей. Если мы вкладываем в ребенка " энергию жертвенности" - мы вкладываем больше ожиданий в результат, наделяя ребенка иногда непереносимой для него ответственностью, мы излишне напряжены. 

Там, где есть жертвенность - меньше радости. Иногда я предлагаю родителям посмотреть на слово воспитание - вос-питание- чем мы питаем ребенка? Чем питаем - тем он и наполняется. И иногда "не переваривает".


3. Мы все научаемся, в том числе, и благодаря зеркальной системе, функционирующей в нашем мозге. Может ли "зеркалить" ребенок у нас, то, что мы от него требуем? - обучение, ответственности, заботы о себе, уважения, благодарности. Ребенку важно видеть нас - учащихся, делающих зарядку, выполняющих свои "домашние задания", конструктивно реагирующих на критику, умеющих конфронтировать...

4. Важно не переносить свои ощущения и опыт прошлого учебного года на будущий. Ребенок развивается и меняется. Какие-то предметы, задачи ему будут даваться легче, какие-то сложнее. Важно стараться не формировать "образ" школьной жизни - сам этот образ - наши ожидания - могут стать "самореализующимся пророчеством" - программой для ребенка. 

5. Очень часто ребенок хочет, но не может или прикладывает чрезмерные усилия, чтобы овладеть каким-то навыком. Иногда эти сложности вызваны особенностями работы или несинхронностью в работе различных частей мозга. 
Иногда ребенку важна не оценка и "мотивирование", а помощь. Сейчас все более популярна нейропсихология, кинезиология - с простыми практиками и упражнениями, стимулирующими работу мозга. 

6. Мы же помним - что школьные оценки очень субъективны и не отражают реальных знаний ребенка?

7. Много раз писала о том, что система образования заточена на измерение и "прокачивание" IQ. - упрощенно - словесно-логического интеллекта. Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта. 

"Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).

Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.

Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.

Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.

Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.

Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.

Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей."

8. В наших силах стать "агентами изменения" в школе. Возможно, вы сами сможете приходить в школу и вести там семинары для детей, проводить практикумы, приглашать их к себе на работу. 

10. Школа - это только часть жизни. Важная. Но "за" ней ребенка должна ждать наполненная и радостная жизнь. Со свободным временем, общением и вдохновением.

Наши дети больше и мудрее любых систем. система образования постепенно меняется. И, надеюсь, скоро нас будет ждать много открытий», - подытожила психолог.

Удачной вам подготовки! Советуем также посмотреть фото креативных обедов в школу.
Loading...