У России денег нет, и нас это устраивает
Категория
Блоги
Дата публикации

У России денег нет, и нас это устраивает

Gorky Look
Gorky Look

О смысле государственного образования, очередной проблеме России с деньгами и том, чем это выгодно Украине, - в видеоблоге Горького Лука на ONLINE.UA

Привет, кафедра! Сегодня хотелось бы попережевывать лекцию, которая была на прошлой неделе, касательно образования государственного и того, как удачно пошутил премьер Российской Федерации Медведев  касательно учителей: мол, не хватает денег здесь – идите в бизнес.

Завязался спор, в основном, вели его родители, которые недовольны тем, что образование рассматривалось как некая бездушная машина, заказчиком которой является государство.

Давайте с Медведева начнем для затравки. На самом деле, мне почему-то кажется, что он сказал не то, что имел в виду.

Никто в здравом уме не предположит, что учитель, отдав какое-то время, минимум 4-5 лет, на подготовку к профессии, вдруг где-то возьмет стартовый капитал и побежит открывать свой бизнес. В чужой он тоже вряд ли пойдет, не имея профессии.

Скорее всего, Медведев имел в виду смену не профессии, а работодателя. И на этом завязался разговор, в котором многие не согласились с тем, что заказчиком и бенефициаром учебного процесса является государство. Особенно это не понравилось родителям: они почему-то считают, что все-таки заказчики – они. Это эмоциональное такое решение, очень понятное, поскольку родители вообще свою власть на детей распространяют и уверены в том, что все абсолютно, что происходит с детьми, касается родителей.

Что такое государство вообще? Как они его себе представляют? Это некое существо, некий сверхмозг, коллективное сознание, и оно принимает какие-то решения? Государство – это не человек, даже не группа людей. Это такой организм, который развивается абсолютно эволюционно. То есть, специально он ни к чему не готовится и решения не принимает.

Как все организмы, по необходимости какие-то органы наращивает, какие-то отбрасывает. Если говорить про образование, мы знаем, что до революции Российская империя на 80% состояла из неграмотных. В принципе, и беды-то в этом не было, поскольку уровень индустриализации не требовал большого количества грамотных. Было достаточно тех, которые росли самосевом. Их было вполне достаточно, чтобы обеспечить такие именно потребности общества и государства.

Потом, после революции, пришлось срочно ускорять индустриализацию: оказалось, что таких людей недостаточно, что птички расклевывают вишенку быстрее, чем она зреет. И тогда большевики приняли декрет «О всеобщем образовании». Надо понять, все-таки, что образование требовалось не большевикам. То есть, если бы они этот декрет приняли без настоящей потребности в грамотных людях, то ничего бы не было.

Соответственно, государство с тех времен является заказчиком образования любого, которое производит за свои бабки. И странно было бы ждать, что оно будет оплачивать чьи-то там хотелки и желания, как бы это ни казалось естественным. То есть, родители хотят, чтобы их дети были умными, они в них ценят уникальность, какие-то особые способности. Но дело в том, что государство это особо не ценит. Не потому, что не придает значения. Оно тоже, как бы, не против, но не настолько, чтобы за это платить из своего кармана.

Я говорил в лекции о том, что главный заказ состоит в социализации детишек для того, чтобы они не просто хорошо себя вели, а чтобы могли включиться в общие производственные цепочки. Чтобы они были взаимозаменяемы на любом месте.

Кроме того, государство, хотя оно разума и не имеет, но предполагает, что родители не всегда способны выбрать нужную профессию ребенку, поэтому лучше всего делать заготовки, которые потом проще перепрофилировать под необходимость. А если родитель мечтает иметь что-то особенное – пусть доплачивает сам.

При этом сохраняется монополия государства на обязательное образование. Мы знаем примеры кризисов перепроизводства, когда-то было инженеров, потом — экономистов-юристов. Государство из-за этого страдать не хочет. Оно считает, что надо подготовить человека так, чтобы, в любом случае, из юриста, если он не устроится, получился слесарь. И его это вполне устраивает, оно за это готово платить.

Идеальный выпускник для государства – это сосуд, который имеет объем, форму, емкость, прочность какую-то, дзинь-дзинь, и все. А чем его заполнять – уже дело десятое, потому что на всякий сосуд в жизни жидкость найдется.

Собственно говоря, это не то, к чему кафедра призывает, это просто рассказ о том, как дело обстоит. Естественно, что государство очень неодобрительно относится к какому-то уникальному подходу к образованию. Бывает, это оправданно, бывает – нет.

Например: есть родители, которые до сих пор считают, что учиться надо по Библии. Пожалуйста. Никто не против. Но параллельно с изучением того, что Земля – шарообразная. Потому что, когда ребенок подрастет, он пойдет на работу в жизнь, в тот мир, где земля – круглая, где ускорение свободного падения будет 9,8 метра в секунду. Именно потому, что Земля – круглая. Там, где число пи всегда будет 3,1415, а не сколько Бог даст.

И, не обладая знаниями утвержденными, человек просто не впишется в эти производственные цепи, в социальные группы и так далее. То есть, придется ему работать где-то в церкви, наверное. Вот причины, по которым государство пытается держать монополию на образование, сводя ее к минимуму обязательному в каких-то функциях, в том числе социальных.

Собственно, что сказал Медведев – что учителям лучше поискать себе работу в другом месте. Но это можно понимать по-разному. То ли государство отказывается в принципе от монополии на образование, что странно довольно. Или же оно отказывается, скажем, платить за этот сервис, который предоставляет больше. В принципе, может быть и так, и эдак.

Но если государство потеряет монополию на образование, которое оно оплачивает, оно получит, скажем так, гайки неподходящих размеров, которые могут сгодиться другим. Переток кадров преподавательских приведет к тому, что станет больше рынок частного обучения, и вот тогда бенефициарами и заказчиками обучения и образования станут родители. Уже что они поназаказывают, это уже будет лично их дело, абсолютно.

Я в статье сказал о том, что, в принципе, это тоже нормально. Да, будут какие-то проблемы — несходство социальных стандартов, проблемы с сопряжением, но это все решаемо. Но, скорее всего, российский премьер имел в виду совсем другое: то, что просто будут меньше платить, потому что денег нет.

Лично нас это тоже вполне устраивает, потому что (совершенно естественно) ухудшится качество этого социального стандарта, уровень социализации. А все, что плохо для России — хорошо для нас. Вот и все комментарии, которые я хотел дать по прошлой лекции.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?