Есть вещи, которых не нужно бояться: важный совет для переселенцев с Донбасса из Крыма
Категория
Блоги
Дата публикации

Есть вещи, которых не нужно бояться: важный совет для переселенцев с Донбасса из Крыма

Крымская диаспора
Крымская диаспора

О том, как переселенка из Донецка не только преодолела сложности в Киеве, а и открыла свой бизнес, найдя интересное дело, - в видеоблоге "Крымской диаспоры" на ONLINE.UA

Меня зовут Алена Клочко. И до мая 2014-го года я жила в Донецке. Ну, как жила? Я на тот момент работала менеджером восточного региона и Крыма в одном большом одежном бренде, то есть, 10-15 дней в месяц стабильно была в командировках. Поэтому ощущение, что такое вернуться домой, запах дома мне очень знакомы.

Так случилось, что когда все события начались в Крыму, я тоже там была в командировке. Ни в компании, ни, понятно, никто в Украине не подозревал, чем это все может закончиться. А я была в командировке по открытию магазина.

Читайте также: Не бойтесь уезжать: важная история о новой жизни от переселенца с Донбасса

И очень много разговаривала с местными людьми, к сожалению, очень мало из них были проукраински настроенными. В какой-то день, вдруг, неожиданно, не я перешла границу, а граница перешла меня: была в Украине, а оказалась в России. Были потом даже проблемы с выездом из Крыма, поскольку взяла с собой загранпаспорт, въездной печати не было, выездную мне должны были поставить, и был большой скандал, меня ссаживали с поезда, но, тем не менее, печать выездная в паспорте, в загране так и стоит.

В общем, выезжала из Крыма с очень тягостным впечатлением. И когда после этого начались все события в Донецке, я, в отличие от большинства дончан, отнеслась к ним очень серьезно. Были какое-то предчувствие надвигающейся войны, беды и ощущение, что с этим точно уже нужно что-то делать.

Мы говорили с нашими знакомыми, я ходила на все проукраинские митинги, на самом последнем митинге, 28 апреля, когда было шествие по центральной улице, на него напали пророссийски настроенные люди. Меня, оглушенную свето-шумовой гранатой, с гвоздем в шее, выносили совершенно незнакомые мне люди. Даже не знаю их имен, хочу еще раз их поблагодарить.

После этого никаких, конечно, украинских движений не было, скорее, они все ушли в подполье. Тоже это было не очень безопасно. И через какое-то время, к концу мая, мы попали с моим парнем в плен. Просто, обыденно: шли из кино домой, с пачкой молока и коробкой пирожных...

Это было 25 мая, в день выборов президента Украина. Этот день я провела в ОГА, смотрела, что там происходило. На тот момент меня уже должны были выпустить, но все никак не выпускали, очень двоякие, конечно, чувства. Но, тем не менее, когда мы вечером вышли, когда нас вытащили, по возвращению домой, а я живу на последнем этаже высотки, в окно можно было видеть самолеты, летающие над аэропортом...

Все это грохотало, был огромный, черный гриб дыма... В общем, решение закинуть в никогда не разбирающийся командировочный чемодан парочку вещей и сразу выехать было настолько естественным, раздумывать не было времени, не та ситуация...

По поводу того, куда выехать, все довольно просто. За месяц до этого я получила предложение по работе перебраться в Киев. Предложение было не самое интересное с точки зрения работы, очень, откровенно говоря, проблематичное, на этой позиции менеджеры сменялись один за другим. Хотя пообещали хорошие условия, киевскую зарплату, оплату жилья, так что решение перебраться в Киев было очень естественным.

Ассимиляция в Киеве превратилась просто в какой-то челлендж. Потому что работа связана с постоянными переездами, я постоянно терялась, только найдешь все маршруты, как тебе куда ехать в этом огромном городе, тут мы раз - и переехали. И ты заново их все ищешь. В один момент я настолько потерялась, что в половину одиннадцатого вечера обнаружила себя вообще в другом городе, в Обухове. Было смешно.

И, конечно, очень бытовая неустроенность мешала. Потому что сначала мы жили всемером, и, в прямом смысле слова, утром на работу приходилось по головам выходить. Переезжали, заезжали, переезжали в пустые квартиры, жили несколько месяцев, ели впятером из двух тарелок по очереди, спали без подушек, потому что даже не было возможности их купить.

Конечно, сталкивались с дискриминацией. И при поиске жилья, и было, когда только нашли, через два месяца нам на 30% поднимают аренду. Самый-самый пик этой ситуации сложился к осени, когда нам нужно было срочно переехать, найти деньги на первый и последний месяцы, на риэлтерские, и тут меня еще и на работе, после проверки всех моих объектов, за одно мелкое нарушение - неправильно оформленный один столик в одном из магазинов - штрафуют на месячную зарплату...

Тут начинаются холода, а у меня, кроме шорт-маек – ничего нету. Самая теплая одежда – это джинсовая курточка. Повезло, что в тот момент с нами жила моя младшая сестра, и я ходила в ее одежде, несмотря на то, что на два размера меньше... Вот такой сапожник без сапог, фешн - май профешн...

Но, с другой стороны, несмотря на все тяготы, я влюбилась просто в Киев. Я бывала здесь очень много и часто по работе, это всегда была какая-то суматоха, и я не особо-то его любила, переезжала сюда просто по обстоятельствам. И тут Киев для меня открылся совершенно по-другому, у меня оказалось в Киеве чуть ли не больше друзей, чем в Донецке. И именно социокультурная жизнь, которая изменилась в Киеве, меня устраивала гораздо больше.

Поэтому никогда не было решения, никогда не было и мысли – вернуться, не вернуться. Я сразу понимала, что я здесь останусь, очень быстро.

Время шло, всякое происходило, и в какое-то время совсем уже стало сложно на работе, причем это не только меня касалось – всех донецких переселенцев. Потому что нами, можно сказать, затыкали все самые проблемные места, могли отправить в командировку на все пасхальные праздники, не важно, вообще, какие у тебя там планы, смени твой отпуск, не важно, что ты купил уже билеты невозвратные на самолет...

И все дошло до того, что, в конце концов, я осталась без работы, причем процесс был довольно нервный, несмотря на то, что я в компании работала девять лет и за это время открыла почти четыре десятка магазинов, открыла пять магазинов в Казахстане.

Читайте также: По переселенцам с Донбасса и из Крыма можно увидеть одну важную вещь

То есть, я на тот момент была самым, наверное, опытным работником. И, тем не менее, очень тяжелое было расставание. Более того, мне даже последнюю зарплату не выплатили, деньги, которые обещали за казахстанский филиал. Последнюю украинскую зарплату выдали мужскими куртками.

Иду я, выхожу с этим пакованом мужских курток под мышкой, с полным размерным рядом, и понимаю, что не чувствую отчаяния, я чувствую облегчение, подъем. Чувствую, что я в начале какого-то большого, радостного и светлого пути. Может быть, это как-то пафосно звучит, но состояние на тот момент было именно такое.

План был довольно простой: пойти подучиться, подтянуть английский и параллельно подыскать что-то себе, какую-то работу. Оказалось, что предложений по моей специальности довольно много, и они действительно интересные, - и по уровню зарплаты, и по работе. Но, тем не менее, резюме я так и не составила.

Пошла учиться, просто в запой, и ходила на всякие лекции, изучала онлайн-курсы. Самым, конечно, судьбоносным было то, что я поступила в бизнес-академию в "Крымской диаспоре", которая организована с помощью фонда "Відродження". Именно туда и пришла, даже без бизнес-идеи, а вышла с готовым бизнес-планом, после чего разработала и маркетинговый план. И именно там родилась идея бизнеса, который я сейчас развиваю - это мастерская по печати по ткани.

Мы сотрудничаем с лучшими украинскими иллюстраторами, девочка, Лилия Чиваго, моя хорошая подруга из Донецка, с которой мы это развиваем, которая всю жизнь работала в Донецке маркетологом, здесь вдруг стала художницей и получила приз от Ukrainian Fashion Week как фешн-иллюстратор.

И когда появилась эта идея, просто началась как-то искриться, это какое-то magic, волшебство, потому что находились люди, возможности, средства. В конце концов, хочу сказать, в первую очередь, большое спасибо всем-всем, кого я встретила в "Крымской диаспоре", всем нашим менторам, всем нашим преподавателям, вообще всем людям, которые мне помогали на этом непростом пути.

И хочу сказать большое спасибо вообще всем киевлянам. Своим братьям по несчастью, переселенцам, в первую очередь, хочу посоветовать не бояться своих страхов. Всем страшно, страшно всегда, страшно брать ответственность за свою жизнь, за чужие.

Но, по-моему, гораздо страшнее через какое-то время понять, что ты живешь абсолютно скучной, неинтересной жизнью и занимаешься не тем, чем тебе нравится. Поэтому не бойтесь мечтать смело. И поэтому жизнь откроет свои возможности, если вы будете их искать и смотреть широко на все то, что происходит вокруг вас. Вы тоже найдете людей, и все сложится.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?