Три совета психолога переселенцам из Крыма и с Донбасса и не только
Категория
Блоги
Дата публикации

Три совета психолога переселенцам из Крыма и с Донбасса и не только

Крымская диаспора
Крымская диаспора

О том, как преодолеть стресс, причем не только переселенцам из Крыма и с Донбасса с их экстремальными ситуациями, а и другим людям, - в видеоблоге "Крымской диаспоры" на ONLINE.UA

Меня зовут Евгений Москаленко, я психолог и тренер по коммуникациям - в бизнесе и в личной жизни. Ибо вся наша деятельность – это коммуникации, попросту говоря – общение. Я – не переселенец, но уже больше полутора лет сотрудничаю с "Крымской диаспорой", провожу тренинги и индивидуальное консультирование для переселенцев.

И вот что я хочу сказать. Когда меня спрашивают, чем эти люди отличаются от непереселенцев, я говорю – не вижу, чем они вообще отличались бы. Люди как люди, просто попали в такие ситуации экстремальные. И каждый уже действует согласно себе, своему пониманию в такой ситуации.

Поскольку я тренирую именно коммуникативные навыки и способности людей, на что я обратил внимание – основная масса переселенцев, те, с кем я встречаюсь и для кого провожу тренинги, - это люди активные, это предприниматели. И они приходят на занятия, чтобы получить для себя что-то, что им поможет отстраивать заново бизнес или развивать его.

И тот стресс, в котором многие находятся, конечно, оказывает влияние на их общение - как по работе, так и в личной жизни, дома. Что бы я хотел порекомендовать? Я бы хотел порекомендовать всем следующее. Первое. Дело не в том, что вы стрессуете, не стрессуете, мы все, конечно, не хотели бы стрессовать. Но, если уж такое происходит, причины совершенно веские, это понятно.

Но что делать? Как сделать так, чтобы в коммуникациях этот стресс не влиял на качество общения?

Первое, самое главное - нужно осознать, что ты в стрессе. Как ни странно, это первый, что называется, шаг, чтобы быть эффективным даже когда ты в стрессовой ситуации, тем более, если она постоянная для тебя.

Почему это необходимо делать в первую очередь? Потому что тогда вы как бы автоматически, понимая, что вы в стрессе, будете больше обращать внимание на свои чувства и переживания в этот момент. И будете делать это скорее, чем обвинять кого-то другого в том, что это он вам доставляет беспокойство, назовем это так.

Дальше, следующий шаг: когда вы осознаете, что это вы стрессуете, а не окружающие вас напрягают, то, как бы, отделяете зерна от плевел. Окей, я стрессую, да. Но что поделаешь, мне же нужно дальше общаться. И вот для того, чтобы общаться дальше, следующий шаг - необходимо видеть, с кем ты общаешься.

Итак, первое. Мы уже не обвиняем другого в том, что мы в напряжении. Второе: благодаря этому, мы в состоянии видеть этого другого. Потому что в общении, в коммуникациях, будь-то на работе, в бизнесе, дома, самое главное – видеть, с кем ты общаешься. Что это значит? А в состоянии ли человек этот слышать тебя? Или, может быть, он тоже в таком состоянии, когда ему важно выговориться?

И когда мы видим другого, мы понимаем, как уже с ним общаться. То есть, мы адекватны. Поэтому секрет адекватности в общении - осознавать себя, свои эмоции, чувства. А также видеть, с кем ты общаешься.

Когда вы видите, с кем вы реально общаетесь, человек вообще в состоянии сейчас вас слышать, или нет (если он не в состоянии слышать, не надо его трогать), дайте ему выговориться. Если он в состоянии слышать, то тогда, конечно, вы говорите ему то, что вы от него хотите.

И вот третье, самое главное правило — обязательно, всегда держите обратную связь. Что бы вы ни сказали человеку, будьте внимательны, как он на это реагирует. Потому что обычно мы заинтересованы в том, чтобы что-то донести, и мы не видим. Мы сказать-то сказали, но не понимаем или боимся даже увидеть реакцию порой, что, возможно, она будет негативной.

А мы ведь при этом еще в стрессе, и это все как ком, напряжение накапливается в нас. Поэтому осознавайте себя, смотрите и будьте внимательны к тому, с кем вы общаетесь, в состоянии ли он с вами сейчас общаться.

Поэтому, повторюсь, третье. Когда вы что-либо предлагаете, обязательно будьте внимательны и держите обратную связь, то есть, спрашивайте его. Вот, по-простому даже, спросите: ну и что? Моя любимая фраза: ну, что ты скажешь? То есть, не то, что "нравится, не нравится". Это закрытый вопрос, с ответами да, нет, не знаю. А – ну что ты скажешь? И вы услышите, что человек думает по этому поводу.

Такие три важных совета хочу я вам дать, друзья. Будьте счастливы!

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?