Как в Европе избавлялись от Гитлера и Ленина: полезный опыт для Украины
Категория
Блоги
Дата публикации

Как в Европе избавлялись от Гитлера и Ленина: полезный опыт для Украины

Виктор Марущенко
Виктор Марущенко

О том, что из немецкого опыта осмысления истории может взять на вооружение Украина - в блоге Виктора Марущенко на ONLINE.UA

Так получилось, что последние лет 20 у меня связаны с Германией. У меня в Германии растет сын 14-летний. Он, действительно, немец, вернее, наполовину немец. И он носит фамилию мамы, которая немка коренная. То есть, мне пришлось погрузиться в последние годы в немецкую жизнь, хотя я решил все-таки оставаться в Украине.

Кроме всего прочего, я очень рано начал выезжать на Запад. Я выехал сразу в горбачевскую перестройку, и в 1989-м году уже приехал в Швейцарию, впервые в своей жизни, где потом задержался лет на семь-восемь.

Поэтому у меня есть достаточный опыт жизни и понимания Европы, но я хотел рассказать немножко о Германии, потому что Германия — страна в некотором смысле уникальная, и, возможно, некоторые вещи нам следовало бы позаимствовать именно у немцев.

Как известно, Германия пережила два переосмысления своей истории. Первое было после нацистского периода, начиная с 1945 года, и, можно считать, до 1953 года, когда Германия уже полностью была восстановлена. И этот период был достаточно сложным. Период восстановления не только самой страны, которая была очень сильно разрушена, особенно города, но и изменения, как бы, внутреннего мироощущения немцев. Это первый такой случай.

И второй случай в их новейшей истории – это присоединение ГДР. Мы знаем, что ГДР присоединили благодаря усилиям, в том числе, Горбачева, в 1989-м году рухнула Берлинская стена. Я попал на это чудесное время, когда рушили непосредственно... В буквальном смысле ломали стену. Это был ноябрь 1989 года. Это было очень впечатляющим, я до сих пор не могу забыть. Потом я стал часто бывать, и у меня появились там родственники, которых сегодня очень много, по линии сына — это родственники, живущие и в Англии, живущие в Швейцарии, много родственников в Германии.

И я, безусловно, погрузился в эту жизнь, стал невольным таким человеком, который,  наверное, понимает сегодня больше, чем некоторые люди, которые иммигрировали туда полностью. Потому что я знаю много русскоязычных людей, которые уехали по визе, но язык так и не выучили, с немцами не общаются, даже достаточно известные люди. С немцами не общаются, живут обособленно. Учитывая, что там большая русскоязычная такая коммьюнити в больших городах, особенно в Берлине.

У меня совершенно было противоположное, потому что я погрузился в немецкую жизнь такого среднего буржуа, бюргера. Интеллигентного. Это не рабочий класс, это не крестьянство. Это люди интеллигентные, работавшие, допустим, в мэрии, работавшие преподавателями в учебных заведениях и так далее.

И у меня сразу возник вопрос: каким образом немцам все-таки удалось переосмыслить Вторую мировую войну? То время, которое они пережили, с 1933 года по 1945-й, это было очень мощное время, и все последствия, которые в итоге были, они, конечно, очень повлияли на психику людей.

Им же, немцам, удалось за короткий срок вырастить абсолютно новое поколение, свободное от этих предрассудков, и несколько лет назад я попал на выставку. Это была выставка, наверное, в 2007 или 2008 году, которая проходила в Историческом музее, называлась она «Гитлер и немецкий народ», где было выставлено огромное количество экспонатов, артефактов, кинохроники, фотографий, личных вещей разных. Потрясающая выставка, масштабная.

И меня поразило тогда огромное количество молодых людей... А меня это время очень интересует, потому что информации у нас очень мало достоверной. Поэтому я такие выставки стараюсь посещать. И я увидел огромное количество людей молодых, 20-летних, которые конспектировали, записывали, внимательно слушали, все изучали. И меня поразило их отношение. Это отношение было к истории. Это не было отношение, допустим, к идеологии. Это было именно отношение к истории.

То есть, сразу напросился вывод, что немцам за короткий срок удалось этот период, очень для них болезненный, передвинуть в исторический пласт, историческое поле. И сегодня это время, точно такое же, как Чингисхана, Наполеона или Гитлера. Поэтому абсолютно понятным, для меня, во всяком случае, является издание сегодня гитлеровской «Майн кампф». Она издается просто как документация того времени. Безусловно, для изучения, для переосмысления, для того, чтобы люди все-таки изучали свою историю, а не прятали ее.

Ну и второй момент, это ликвидация ГДР. Мы хорошо знаем, что ГДР была страной очень жесткой, была очень сильная там тайная служба — «Штази», что немцы были очень убежденными коммунистами. И, когда страну присоединили, это был фантастический тогда шаг. И как люди это пережили, я имею в виду восточных немцев, достаточно тоже вопрос сложный.

Тут я вспоминаю, и я специально даже знакомился с этим и изучал, допустим, декоммунизацию Восточной Германии. Очень аккуратно были демонтированы все символы, все памятники.

Ленин, который стоял в центре Восточного Берлина, поставили его в 1970-м, это был подарок Советского Союза. Известный скульптор Томский сделал эту скульптуру. Ленин был достопримечательностью Восточного Берлина, огромнейший, просто фантастических размеров, стоял в центре Берлина. Его в 1991-м году разрезали на 125 частей и захоронили вокруг Берлина. Причем все места, куда эти куски были захоронены, помечены на специальной карте, и когда необходимо было сегодня, то есть, уже в наше время, в этом году, достать голову Ленина, ее легко нашли, откопали и выставили сегодня в музее.

Сегодня большая выставка проходит в Берлине, в «Шпандау-Цитадель», где собраны все памятники, демонтированные в Берлине, начиная с восемнадцатого века. Туда входят и период нацистской Германии, и Веймарской республики, и ГДР, и те памятники, которые еще не построены, но вызывают сегодня споры.

Я считаю, что такое бережное отношение к истории очень показательно. Немцы вообще очень трудолюбивы и все делают осмысленно. Поэтому, конечно, такие примеры очень показательны.

Что у нас происходит, почему у нас до сих пор воюют Красная армия и УПА? Мне кажется, использование старых героев, которые, в принципе, уже давным-давно должны были перейти в историческое пространство — это технологии наших политиков, это специальные, как бы, способы манипулирования, которые позволяют им привлекать тех или иных людей для каких-то своих предвыборных кампаний.

С моей точки зрения, это аморально, и, безусловно, это заводит страну в тупик — использовать имена героев, которых давно уже нужно было записать в исторический пласт. Так же, как записаны остальные люди, которые, допустим, римские императоры, или тот же Чингисхан, массово, там, гнобили людей, убивали. Ну, я думаю, там им и место. И памятники, безусловно, должны были быть демонтированы и перенесены в какие-то специальные места.

Но борьба за власть, которая приносит, судя по всему, большие доходы, конечно, позволяет пользоваться такими запрещенными приемами. Безусловно, я вижу большую разницу между нашей страной и нашим образом мышления, и тем, что происходит со средним европейцем, как они относятся к своему прошлому, как они перевоспитываются самостоятельно, и так далее.

Я думаю, вхождение в Европу и то, когда люди будут осознанно ездить на Запад и смотреть, как живут европейцы, наверное, поможет нам в дальнейшем вырастить поколение, которое не будет таким алчным и таким материальным...

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?