Киев теряет Андреевский спуск: главная опасность Театра на Подоле
Категория
Блоги
Дата публикации

Киев теряет Андреевский спуск: главная опасность Театра на Подоле

Виктор Марущенко
Виктор Марущенко

О скандальном Театре на Подоле и том, почему он грозит Киеву потерей Андреевского спуска в его нынешнем виде, - в видеоблоге Виктора Марущенко на ONLINE.UA

После  мощного Facebook-"Майдана" на тему Театра на Подоле хотелось бы вернуться к этой теме. Я там никакого участия не принимал, потому что в архитектуре ничего не понимаю. Я не могу высказывать свою точку зрения, но я хотел бы вернуться к Андреевскому спуску.

Потому что для меня эта тема важнее, и я даже был удивлен, что большинство людей обсуждали театр и не обсуждали судьбу Андреевского спуска. Ведь изначально тут речь идет не о проекте театра, а о том, что появилась новостройка, которая абсолютно разрушает стратегию, которая была заложена еще в 80-е годы.

Читайте также: Скандал с "обновленным" театром в Киеве: здание засняли с беспилотника, появилось видео

Я хочу вернуться именно к 80-м годам, когда начались первые вернисажи на Андреевском спуске. Это было очень теплое время, и известные художники выставляли свои работы. Потом появился День Киева, стали проводить его там и так далее.

Именно тогда произошла договоренность общины киевской с властью о том, что Андреевский спуск сохранят как историческую улицу. То есть, облик ее менять не будут, и она сохранится в таком вот виде — построек 19-го века, которые обещали реставрировать.

С тех пор прошло уже больше 30 лет. Первое время охранял эту улицу Иван Николаевич Салий, он был тогда "мэром" Подола, потом мэром города. И он всячески охранял. Мне кажется, он даже дал Виталию Ефимовичу Малахову это помещение театра.

И, в общем-то, за 30 лет ничего не произошло: улица не восстановлена, дома некоторые каким-то образом отремонтированы, уровень художников упал, превратился спуск в улицу ремесленников больше, сувенирную лавку. И она была интересна только на большие праздники из-за того, что там можно было встретить знакомых.

То есть, фактически, ничего не состоялось. Но, тем не менее, улица сохраняла облик какой-то. И теперь, когда построили театр... Я общался с разными архитекторами, достаточно известными и влиятельными, которые говорят о том, что проект хороший или плохой – это вопрос другой, а то, что масштабность нарушена – это факт. Нарушена масштабность улицы.

В  чем тут опасность? Опасность в том, что мы потеряли панораму, прежде всего, и все съемки с верхних точек, которые выкладывали в социальных сетях, включая съемку с дрона, они показывают, что появилось мощное темное пятно, которое  очень ярко и сильно выделяется на заснеженной панораме города, Подола.

Но опасность еще в чем я вижу? В том, что, фактически, этот проект является пробным. Потому что, 100%, что в кустах сидят застройщики, ждут решения. И через некоторое время (я не хотел бы, чтобы мои слова были пророческими) появятся люди, эксперты, специалисты, которые скажут, что масштабность улицы нарушена, и, чтобы ее исправить, нужно поставить еще таких пять-шесть домов. А потом 10, а потом 15, и мы потеряем окончательно эту улицу.

Ну, потеряем, так потеряем. Значит, мы это заслужили. Ничего страшного, наверное, в этом нет. И мы, наверное, уже будем искать какие-то другие возможности для того, чтобы смотреть на какие-то гармоничные вещи.

Для чего нужна была эта улица? Все-таки, человек стремится к гармонии, в нем она заложена. И, наверное, после рабочей недели, в условиях хаотично застроенного Киева, где из всех свободных мест торчат сегодня высотки, после такого хаотичного вида, я думаю, люди могли выходить спокойно в субботу-воскресенье на Андреевский и успокаивать свою душу. Если мы потеряем это – ну, будем в Прагу летать тогда. В Прагу или в Париж. Ну, а что остается делать?

Какой вывод можно сделать? Наверное, такой: мы не справились, простую, единственную задачу, которую мы поставили в городе, - сохранить единственную улицу, чтобы она сохранила какой-то облик, чтобы и кино там снимали, и люди гуляли, и были хорошие недорогие рестораны, и художники стояли, и была атмосфера, которую мы могли создать - мы не смогли эту задачу выполнить.

Обидно, конечно. Эта обида касается и того, что не способны, наверное, мы такое сделать, да? Ну, не получилось. Хотели, и не получилось. И кто здесь виновен? Сейчас, когда слушаешь экспертов, уже говорят, что в принципе, нельзя театр там ставить, потому что в зимнее время нет подхода-подъезда, люди будут ломать каблуки и прочее. Уже не говоря о том, что, действительно, он там плохо вписывается.

Наверное, и власть тут промахнулась, потому что в самом начале нужно было посмотреть проект, то, как он будет работать. Возможно, перенести ниже куда-то, на ту часть Подола, которая горизонтальная.

Короче говоря, я вижу опасность именно в том, что мы потеряем Андреевский спуск как улицу, с которой связаны определенные надежды. Но, учитывая то, что с 80-х годов поменялось и поколение, и состав киевлян (потому что Киев превратился в мегаполис, тут уже так называемых коренных киевлян, наверное, мало), я думаю, что и отношение к городу изменилось. Если люди позволяют себе так хаотично застраивать это все.

Теперь просто нужно будет наблюдать за развитием событий, хотя, естественно, как кто-то правильно написал, на девятом месяце аборты не делают. Я думаю, что театр было бы полным безумием сейчас демонтировать или сносить...

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?