Мы не можем превратиться в сплошной Донбасс
Категория
Блоги
Дата публикации

Мы не можем превратиться в сплошной Донбасс

Виктор Марущенко
Виктор Марущенко

О престиже профессии фотографа и об истинном отношении общества к искусству и культуре - в видеоблоге Виктора Марущенко на ONLINE.UA

Хотелось бы поговорить о престиже профессии, с которой мне пришлось прожить почти всю жизнь. Я, уже имея высшее техническое образование, занялся фотографией и решил посвятить жизнь ей. Это было очень давно, в 70-е годы, в другой стране, можно сказать. Профессия была достаточно престижной и связана, в основном, с медиа, с прессой и журналистикой. Еще я изучал журналистское мастерство – это как бы второе специальное образование. После этого работал в очень больших газетах, например «Советская культура», потом уже, в независимой Украине, в газете «День». Ну и, в основном, занимался информационной фотографией.

Если вспоминать ту страну, из которой мы все вышли, то в Киеве было несколько известных, уважаемых людей, которые занимались такой фотографией. Это был Николай Федорович Козловский (кстати, он тоже получил Шевченковскую премию за свои фотоальбомы), Яков Давидзон, известный фотожурналист, уехавший, к сожалению... Это были Борис Градов и Ирина Пап, ну и люди помельче, но это все были уважаемые люди.

Те, кто сегодня называет себя фотохудожниками, в основном, принадлежали к коммунальной службе и были мало известны до тех пор, пока не появились крупные фигуры, типа Левита или Романа Барана, которые внесли свой авторский почерк. Но в целом фотография была структурирована, и те люди, которые работали в медиа, были уважаемы.

Сегодня все взяли фотоаппараты, фотографов стало много, образование отсутствует, а ведь на Западе фотографы, которые работают и зарабатывают, отличаются тем, что имеют высшее образование.

Появилось очень много так называемых фотохудожников, это бывшие коммунальщики, которые снимают еду, свадьбы, похороны, делают всякие сессии. И это все процветает. Престиж профессии упал достаточно сильно, потому что сегодня услышать выражение типа «Эй, фотограф, иди сюда» ничего не стоит. Но все-таки, я думаю, в этой неразберихе существуют люди, которые заслуживают не то, что внимания и уважения, а просто выдающиеся.

Недавно мы отметили 60-летие Александра Гляделова. К сожалению, на 10 дней позже, потому что его не так давно ограбили, он пострадал, сломал руку, и перенес день рождения. На днях мы собирались, все его друзья и знакомые: друзей у него достаточно много, и в разных областях — это и документалисты из кино, и музыканты, и художники, и коллеги... И вот о чем я подумал: действительно, Гляделов у нас выдающийся человек, потому что в Украине (да, пожалуй, и на постсоветском пространстве) нет людей, которые бы так преданно работали в области документальной фотографии. Причем он известен тем, что работает с социальными темами, на самом дне, копошится в них уже много десятков лет.

Для чего он это делает? Во-первых, он гражданин с большой буквы, он патриот. Это человек, которому небезразличны судьбы других людей, он уважаем не только как профессионал, но и просто как личность.

Меня поразила абсолютная тишина по отношению к этому юбилею. Абсолютная тишина со стороны журналистов, которые, безусловно, его хорошо знают, абсолютная тишина со стороны прессы, со стороны всего.

Я могу себе представить, если бы фотограф такого уровня где-нибудь в Англии или в Германии дожил до 60 лет, был знаменит и уважаем - тут же в Оперном театре прошел творческий вечер, пришли бы самые важные люди, он получал бы ордена и медали, денежные премии. «Лейка», которой он пользуется много-много лет, подарила бы ему какой-нибудь уникальный экземпляр. Было бы "как у людей". То, что я увидел - это, конечно, недооценка, недопонимание, неуважение к профессии, неуважение к тому, что человек делает. Мы знаем, что он был ранен в АТО, до сих пор ходит с осколком. И такое неуважение со стороны общества, которому он служит десятки лет, которому фактически принес себя в жертву, я считаю несправедливым.

Но в целом, ситуация сегодня и с фотографией, и с людьми, известными в фотографии, достаточно печальная. Почему я говорю о фотографии – я занимаюсь именно ею. Наверное, это касается сегодня и музыкантов, в какой-то степени – и художников, в какой-то степени – режиссеров кино, и документальных режиссеров, и людей других профессий из области культуры и искусства, потому что мы видим, что, фактически, у нас с культурой и с искусством есть большие проблемы, хотя тенденции в мире говорят о том, что искусства и культура просто необходимы нам.

Мы не можем превратиться в сплошной Донбасс. Все-таки, мы должны чем-то отличаться. Для этого должны на полную мощность работать и театр, и филармонии, и все остальное.

Поэтому эта история меня очень опечалила, и я считаю, что это несправедливо. Причем эта несправедливость касается очень большого количества людей.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?