Украинцы пытаются не замечать войну и бедность: очень яркие примеры
Категория
Блоги
Дата публикации

Украинцы пытаются не замечать войну и бедность: очень яркие примеры

Виктор Марущенко
Виктор Марущенко

О том, как на примере из сферы фотографии можно увидеть стремление многих украинцев "не замечать" войну и другие беды страны, - в видеоблоге Виктора Марущенко на ONLINE.UA

На прошлой неделе в нашей фотошколе состоялась защита проектов, защищались шесть человек. Все показали хорошие проекты. Но в конце, на обсуждении, встал один из преподавателей и сказал, что все это никуда не годится. Что проекты хорошие, но они абсолютно из другой жизни. Он имел в виду, что они совершенно не отражают жизнь страны.

Мы с этим сталкивались давно. В принципе, у нас так построена вся методика обучения, что мы не педалируем темы, направленность людей. Фотография сегодня многообразна. Поэтому у нас система построена на базовых знаниях, раскрытии творческих способностей, а потом человек уже выбирает свое направление.

Читайте также: Украина погружается в абсурд: несколько ярких примеров

Но мы уже давно заметили, что с начала событий на Майдане и чуть позже, когда началась АТО, люди уходят от этой темы, вообще от актуальных тем... Фотографии совершенно не отражают того, что происходит: тревоги, безденежья, эмоционального кризиса, военных действий на востоке и так далее.

Они придумывают свою фотографию, которая к реальности нашей никакого отношения не имеет, хотя она тоже реальна. Фотография же, в отличие от живописи, где художник начинает с чистого листа, устроена совершенно по-другому: вы берете и вычленяете из окружающего мира то, что вас интересует.

Кто сегодня вообще фотограф-художник, как мы его  можем представлять? Скорее всего, это не тот, кто полирует свою фотографию. Это тот, кто пропускает окружающую жизнь через себя, а потом обобщает ее и выражается при помощи визуальных образов.

Очень важно образное мышление. С другой стороны – актуальность этого образного мышления... Но та масса людей, которая через нас проходит, боится актуальности и уходит от этого.

С чем это связано? Я уже неоднократно анализировал ситуацию, я думаю, скорее всего, это связано с гражданственностью. Тем, насколько люди являются членами гражданского общества.

Было много случаев, когда гражданское общество не срабатывало. Я помню хорошо, как еще 10 лет назад наша выпускница Женя Белорусец, известная сегодня художница, нашла на Гоголевской (в Киеве, - ONLINE.UA) дом, который выставили на продажу вместе с жильцами.

Люди эти жили ужасно, были отключены вода, тепло, в общем, ничего там не работало. И она начала их снимать, поскольку она чувствительна к несправедливости, и социальная тематика – ее.

Она много лет снимала, года три, наверное. А потом отправила эти фотографии в Британию, в газету Guardian, и получила там премию. Эту премию она использовала для того, чтобы сделать большую выставку. Сделала ее, были приглашены все украинские телеканалы.

Все прошло, каналы показали в новостях сюжет, и на этом все закончилось. На вернисаже съели бутерброды, выпили вино, и все разошлись спокойно, а утром забыли. А люди продолжали жить. То есть, не сработало то, что должно было состояться. Выставка должна была стрельнуть, привлечь внимание власть имущих, общества к проблеме нескольких семей, которые жили в 21-м веке в центре города в ужасных условиях.

Оно все не сработало. Я Женю видел несколько дней назад, она сказала, что только сейчас эти люди получили квартиры. То есть, прошло более 10 лет с того момента, как дом был выставлен на продажу. Судя по всему, его будут либо сносить, либо реконструировать. В общем, добрались уже до этого. А так жизнь этих людей никого не интересовала.

Эти вещи (в нашей школе) касаются, в общем-то, людей достаточно высокого социального уровня. Целевая группа у нас – это интеллигенция, с более-менее стабильным достатком. Я не могу сказать, что они очень богатые или бедные, но люди эти - техническая интеллигенция, менеджеры разных уровней, маркетологи, рекламисты, художники, очень много фотографов.

То есть, это люди, которые обладают определенными интеллектом и творческими возможностями и способностями. Тем не менее, они уходят от очень важных для нас тем, имея такие инструменты, как камеру и слово (потому что можно и мультимедийные проекты делать).

И в то же время я знаю нескольких зарубежных фотографов, которые сегодня снимают те темы, которые должны были бы мы снимать. Но они приезжают из других стран и их снимают, потому что, я думаю, происходящее с нами - не только наши проблемы, но и общечеловеческие...

 Вот такая история, которая поставила очень много вопросов.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?