Распоряжение государством или почему мы ходим по кругу
Категория
Блоги
Дата публикации

Распоряжение государством или почему мы ходим по кругу

Виктория Козаченко
Виктория Козаченко

Ненавидеть государство легко. Оно в большинстве своем неудобное, медленное и неприятное. Она ассоциируется с бессмысленной бюрократией, неэффективностью и отсутствием человекоориентированности. Работать на государство – наказание, которого следует избегать. Платить налоги – глупая история, ведь государство их все одного не использует эффективно. Со всеми этими тезисами есть один нюанс – мы забываем, что говорим о нашем государстве, непосредственно влияющем на нашу жизнь.

У украинцев есть долгая и непростая история, где преобладают падения и где борьба за выживание была основной логикой. Многие столетия мы не имели собственного государства, а только оккупационные администрации, которые навязывали нам имперские правила игры.

Это оставило у нас глубокую колониальную травму, которая имеет свое влияние до сих пор. Мы привыкли воспринимать власть как наместников центра, которые в последнюю очередь заботятся об интересах людей. Следовательно, наиболее разумной стратегией было свести к минимуму взаимодействие с государственным аппаратом, по возможности использовать неформальные системы и правила для обеспечения собственного существования и заниматься подрывной деятельностью, если на это оставались силы.

Это была абсолютно рациональная и разумная стратегия на протяжении многих лет, которая помогла нам выжить, сформироваться и сохраниться как украинству. Но проблема в том, что эта стратегия совершенно не подходит для развития собственной страны сегодня.

В 1991 году Украина получила независимость. Я использую глагол получить, а не отвоевать, потому что этот процесс происходил относительно спокойно и бескровно, когда фактически правящая коммунистическая элита республики пришла к определенному консенсусу с населением по выходу из СССР.

Но есть стойкое ощущение, что большинство людей не осознали по-настоящему, что означает независимость.

Среди прочего у нас не изменилось восприятие государства как чего-то чужого и враждебного, когда лучшей стратегией было (и остается) избегание государства везде, где это возможно.

Проблема этого подхода состоит в том, что в течение 30 лет независимости мы позволили сохраниться и капсулизироваться в основном неэффективной и, будем честны, фактически советской системе, которая имеет одно из определяющих влияний на нашу жизнь, ведь государство устанавливает правила игры, использует систему принуждения и направляет ресурсы.

После Революции Достоинства произошло большое смещение. Некоторые профессионалы с репутацией пошли работать на государство, стремясь инициировать системные отчеты.

Общественные организации и объединения начали активно работать с публичными политиками и инструментами. Вместе с тем, на общем фоне сохранилась эта мощная нелюбовь и пренебрежение к государству.

Очень часто раздаются призывы прямо или косвенно создавать параллельные процессы, институты, продукты и инструменты, позволяющие заменить государство. То есть, мы до сих пор продолжаем действовать по правилам подполья – создаем одновременные структуры, с которыми комфортнее взаимодействовать и которым мы доверяем.

В эту игру можно было бы играть вечность, если бы не полномасштабное вторжение 24 февраля 2022 года. Впервые за годы независимости нашу государственность так откровенно поставили под вопрос.

То, что казалось свершившимся фактом, снова повисло в воздухе – будет ли Украина существовать как государство или же мы снова станем народом без государства?

Сегодняшняя война экзестиционна для украинского народа. Это означает, что это не история исключительно государственных служащих, военных или отдельной общественной группы, это война всего украинского народа.

В этой войне невозможно победить благодаря чему-то одному, она нуждается в мобилизации (нравственной и процедурной) всего взрослого населения. Это также означает, что некоторые вещи может делать только государство. Вооруженные Силы Украины являются частью государства.

Переговоры о вступлении в ЕС и НАТО проводятся в первую очередь официальными лицами и государственными институтами. Обмен секретной информацией происходит исключительно между государственными структурами. Многие процессы так или иначе связаны с государством.

Эффективность этих процессов (а иногда их наличие или отсутствие) напрямую связана со способностью и адекватностью государства, а точнее государственных институтов. Гражданское общество делает совершенно фантастические вещи, но оно не может (и не должно) заменить государство.

Для того чтобы победить в этой войне, мы должны сделать фантастические вещи. В том числе осознать, что украинское государство наше и мы несем ответственность за то, каким оно является, признавая все плохое, но и все хорошее (потому что оно есть).

Мы должны взять ответственность за его трансформацию. Потому что для победы нам нужно сильное и состоятельное государство.

В 2022 году нам казалось, что победа должна стать толчком к качественным изменениям внутри страны. 2023 дал нам осознание, что без этих качественных изменений победа невозможна. Потому давайте начинать уже сейчас.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?