Есть вещи, в которых Украина отстает очень сильно
Категорія
Блоги
Дата публікації

Есть вещи, в которых Украина отстает очень сильно

Виктор Марущенко
Виктор Марущенко

О фотографии и сферах культуры, в которых Украина отстает от мировых тенденций, - в видеоблоге Виктора Марущенко на ONLINE.UA

На днях состоялся круглый стол – это был третий день большого фотографического семинара, который прошел на базе PinchukArtCentre, и который организовали молодые кураторы. Круглый стол был посвящен фотографическому образованию и организации музея фотографии. Собралось довольно много людей, фактически, все основные организаторы фотографического процесса в Украине. Были я, "ФотоКульт" (который сегодня работает немножко в другом ключе), Александр Ляпин, Костя Смолянинов из Львова и масса других людей.

Здесь надо сделать небольшое отступление. Есть области культуры и искусства, в которых Украина очень сильно отстает. Фотография - это такой сегмент культурной жизни, в котором мы очень сильно отстали. Весь мир давным-давно сделал рывок, фотография с приходом цифровой техники очень сильно изменилась, и во всем мире сегодня фотоаппарат и видеокамера стали частью творческого, художественного процесса.

Современный художник – это человек, который пользуется разным инструментарием, в том числе и фотоаппаратом. Есть еще такие вещи, как перформанс, акции и так далее. То есть, человек, работающий сегодня в области современного искусства, многофункционален, мультимедийен.

Если посмотреть на роль фотографии сегодня, то, пожалуй, только в Америке она осталась отдельным видом деятельности. Там в университетах есть факультеты, где выпускают фотографов. А в Европе, особенно в Германии, вся фотография ушла либо в дизайн, либо в новое искусство (или в свободное искусство, как они говорят), либо является составной части других видов деятельности.

Но, тем не менее, образование есть. Если вы хотите учиться в Академии искусств, то обязательно будете изучать фотографию с очень мощными профессорами, которые являются действующими фотографами, работающими в арт-пространстве.

Сегодня фотография многообразна, поэтому мы будем говорить только о творческой фотографии, не о коммерческой и не о фотожурналистике. И здесь можно говорить о творческой фотографии как о базе развития фотографа, который, все-таки, нуждается в образовании. Ведь сегодня уже фотография – это не ремесло, это работа со смыслами и идеями, с массой вещей, которые нужно предварительно изучить. Просто так войти в творческую фотографию нельзя, потому что она очень усложнилась с точки зрения и самого процесса, и попадания в контекст, и т.п.

И вот, когда мы собрались, сразу появилось очень много дополнительных вопросов, на которые фактически нет ответов. В Украине ситуация с культурой и искусством достаточно сложная. Но, тем не менее, люди, которые работают в этой области, должны делать свое дело.

Я считаю, что наша главная задача - тех, кто занимается альтернативным образованием — перевести его в государственное, в некое более официальное русло. Потому что альтернативное образование — вещь нелицензированная, и все эти сертификаты и дипломы, которые выдаются - это филькина грамота, которая никакого значения не имеет; здесь больше работает репутация заведения, чем документ, который выдается. Поэтому сегодня очень важно проникновение в государственные структуры.

Сегодня у нас фактически нигде не преподается история фотографии, хотя она является частью общей истории искусства. Послушать такой курс мы не можем.

Возможно, он скоро возникнет в Карпенко-Карого (Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого – ONLINE.UA), но только возникнет. На самом деле, сегодня история фотографии – это важнейшая часть, которую изучают во всех академиях.

И вот, возник вопрос по поводу фотографического музея - для кого этот музей, чем он будет заниматься. Это с одной стороны. С другой стороны, я вспоминаю предыдущее поколение фотографов, которые были очень мощными, сильными фотожурналистами: они поумирали, архивы попропадали…

Поэтому возникли очень сложные вопросы, и были разные предложения. Катя Радченко из Одессы, которая очень продуктивно работает со спонсорскими деньгами и с грантами, дала очень важные рекомендации. Саша Ляпин предложил вообще ничего не трогать и пустить все дело на самотек: мол, все оно утрясется, просто это произойдет не через десять лет, а, допустим, через сто, все выровняется. Я считаю, что необходимо объединять усилия всех небольших групп людей и делать совместные проекты, усиливая их таким совместным участием.

Если сегодня посмотреть на фотографию в мире, то она является частью большого визуального процесса: люди работают с новыми идеями, потом это выливается в общую визуальную картинку, начиная от постановок в театре и заканчивая, допустим, оформлением витрин. Я уже не говорю об архитектуре, дизайне и прочем. То есть, идет мощный процесс развития всего визуального, в котором фотография принимает участие. У нас же этого, к сожалению, нет. У нас фотография, в первую очередь, это способ зарабатывания денег, способ выжить.

Многие люди, которые приходят к нам в школу, говорят о том, что мы хотим поменять профессию, потому что она нас не удовлетворяет, она скучная, она приносит мало денег. А вот стану я фотографом, буду лучше зарабатывать. Это же полная профанация фотографии как искусства!

Использовать фотоаппарат для заработка, конечно, можно, но к фотографии это никакого отношения не имеет.

По поводу круглого стола - хочу сказать, что это была очень полезная встреча. То, что мы не приняли никаких решений – это не так страшно, важно, что начался процесс такого обсуждения. Я думаю, что мы периодически будем его повторять, доносить до власть имущих, чтобы они, возможно, обратили внимание на такую важную проблему. Потому что вопрос архивации – это же, в принципе, летопись страны. Насколько наши архивы будут сохранены, настолько мы потом сможем возвращаться в прошлое и достоверно восстанавливать историю. Поэтому я считаю это очень важным моментом, и благодарю ребят, которые все организовали. Думаю, что мы будем продолжать работать в этом направлении.

Залишаючись на онлайні ви даєте згоду на використання файлів cookies, які допомагають нам зробити ваше перебування тут ще зручнішим

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?