Украина возрождает союз жертв российской агрессии
Категорія
Блоги
Дата публікації

Украина возрождает союз жертв российской агрессии

Алексей Голобуцкий
Алексей Голобуцкий

О новых перспективах давно забытого проекта ГУАМ, о потерях Украины от агрессии Кремля, о возможности международных судов над российским агрессором, - в блоге Алексея Голобуцкого на ONLINE.UA

На днях были подписаны множество двусторонних и многосторонних соглашений и договоренностей в рамках ГУАМ (региональное объединение Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы - ред.).

Украина действительно реанимирует этот проект – более того, выступает инициатором реанимации: если Вышеград продолжал поддерживать пусть небольшую, но регулярную активность на фоне самоустранения Украины от деятельности этой структуры (хотя сугубо теоретически там Украине отводилась определяющая роль), то ГУАМ благополучно впал в коматозное состояние. Настолько, что даже практически не заметил утраты Узбекистана (напоминаю, изначально это была ГУАМ, потом – ГУУАМ, а через 6 лет Узбекистан все же решил "не нагнетать" в отношениях с Кремлем).

И вот уже на протяжении почти года идут достаточно активные реанимационные процессы. Да, за годы со времени основания многое изменилось. Не только появилась и отпала пятая буква, но и изменилась базовая парадигма.

Государства собирались в общую структуру по принципу "кто нуждается в помощи для создания хоть какого-то противовеса влиянию Москвы на внутренние дела". А на сегодня, так уж получилось, что ГУАМ – объединение жертв военной агрессии РФ.

То есть, политические и военные элиты государств подозревали Кремль в нехороших намерениях относительно суверенитетов их стран, но степень "нехорошести" недооценили. Как итог – вооруженные нападения (прямые, как в случае Грузии, опосредованные, как с Карабахом, или комбинированные, как с Украиной – у которой Крым оттяпали напрямую вмешательством "зеленых человечков", а военные действия на Донбассе развязали уже с привлечением третьих сил – местных уголовников и сепаратистов). Затем – потеря (или неподконтрольность) части территорий (Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия, Карабах, Крым и Донбасс).

Последствием этого стали значительные экономические потери – мы потеряли до 20% ВВП из-за Донбасса и до 2-х триллионов – да, 2 000 000 000 000 долларов – от аннексии Крыма, Молдова – до 40%, Азербайджан – 820 миллионов долларов, Грузия – до 2 миллиардов).

Читайте также: Нам не понять логику саранчи: на что надеются в Кремле?

И вот теперь "слегка общипанные, но непобежденные" государства ГУАМ взялись наконец за эксплуатацию ресурсов взаимодействия для восстановления утраченных экономических позиций. Дороги, инвестиции, транспорт и логистика, таможни вплоть до зоны свободной торговли в перспективе.

Впрочем, многие эксперты весьма сдержанно, а часто и пессимистично оценивают возможности сотрудничества в рамках ГУАМ. Однако этот пессимизм основан больше на однобокости оценки перспектив сотрудничества. Почему-то эксперты предпочитают сосредоточиться на политической, геополитической, а также ориентированной на третьи страны и международные структуры дипломатической, правовой и даже военной составляющей возможного сотрудничества. Ну да – власти того же Азербайджана не пойдут вместе с Украиной в Гаагский трибунал засуживать Россию за вторжение, финансирование коллаборантов и сепаратистов, снабжение террористов оружием и прочее. Хотя на самом деле власти и Грузии, и Молдовы также не особо захотят рисковать.

Это Украина умудрилась вывести аннексию Крыма и военный конфликт на Донбассе в международный формат. Притом не просто европейский, а всемирный.

У нас есть Минск как опосредованный способ не столько даже давления на Кремль, сколько вообще вовлечения в ситуацию международного сообщества. Которое вообще-то, мягко говоря, не горит энтузиазмом влезать в конфликт, как-то его разруливать, выступать арбитром и тем более нести какие-либо нагрузки в связи с давлением на сторону конфликта. Хотя, конечно, все, кто сможет, воспользуются ситуацией для ослабления позиций России как конкурента, выдавливания ее с отраслевых и региональных рынков и для прочих стратегически важных, нужных и приятных вещей.

Так что Украина организовала себе в качестве инструмента Минск, но вот остальные три участника такими возможностями не обладают: ситуация была не та, момент не тот, не сориентировались вовремя, еще что-то... В общем, в Гаагу они пойдут – да что там, побегут – только на публичное четвертование и потрошение агрессора. Чтобы получить хотя бы часть репараций и контрибуций (в этом плане позиция Азербайджана, так и не признавшего РФ стороной конфликта и прямым спонсором армянских военных акций в Карабахе, весьма недальновидна и ведет к потере выгоды; ну да всегда есть шанс запрыгнуть хоть в последний вагон уходящего поезда, когда все точки над "і" наконец будут расставлены).

Читайте также: Россия уничтожит всех "командиров" ДНР-ЛНР: сроки уже известны

Объективная оценка наиболее вероятных перспектив вечного агрессора с ядерной кнопкой и подсанкционной экономикой в мире, уверенно вырывающемся из-под власти углеводородов, - это не дележ шкуры неубитого медведя. Это трезвая оценка шансов и возможных решений проблем. Ведь декларируемая Россией еще с 2004 идея о разделе Украины на протектораты (из которых один – российский, конечно) на самом деле достаточно универсальна. Решение очевидное и удобное для всех заинтересованных сторон. Но это так, к слову.

Однако эксперты практически не затронули вопрос самого обычного экономического сотрудничества. Пусть ЗСТ – штука пока сугубо гипотетическая. Однако остаются самые обычные локальные, региональные, отраслевые проекты. И судя по тому, что Кабмин и премьер Украины как вцепились в ГУАМ в 2016-м, так и не ослабляют хватки, - эти самые проекты действительно будут реализованы. Хотя бы по частям и пока на самую короткую перспективу.

Прежде всего, я так думаю, в той же сфере энергетики (совместная модернизация энергетической системы Украины под новые геополитические реалии – то есть, замкнутые сети, соединение отдельных составляющих и общая переориентация с РФ на Европу), транспортной инфраструктуры, смягчения таможенных барьеров. И не знаю, как с грузинскими, но вот появления азербайджанских инвесторов я бы ожидал буквально в ближайшее время.

В общем, я не разделяю пессимизма экспертов того же Института Разумкова. Мамонта следует потреблять по частям. И если реальное, а не парадное функционирование ГУАМ начнется со скромных совместных проектов буквально на год-два – это будет уже хорошо и для всех полезно. Тем более, все равно международные судебные жернова мелют очень медленно – в ближайшие годы (а то и лет 10-15) на масштабные суды над РФ как агрессором можно не рассчитывать.

Да и разваливаться 140-миллионный монстр будет не быстро – все-таки 1/9 часть суши, пусть даже Зауралье уже и обезлюдело порядком, и мало контролируется центром. Что и правильно – а то осколками внезапно осыпавшегося такого "дерьмодемона" нас как соседей зашибет в первую очередь. Пусть уж как-то постепенно коллапсирует сам в себя.

Залишаючись на онлайні ви даєте згоду на використання файлів cookies, які допомагають нам зробити ваше перебування тут ще зручнішим

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?