Об абсурдных вещах в современной Украине и том, чем они грозят, - в видеоблоге Виктора Марущенко на ONLINE.UA
В наше пестрое, с одной стороны, яркое, а с другой – трудное время иногда норма становится абсурдом, а абсурд - нормой. Несмотря на то, что живем мы в таком сложном времени, наше направление, которое называется «европейские ценности», обладает какими-то нормами, стандартами и вещами, которые являются незыблемыми...
Но иногда звучит вопрос, который кажется абсурдом. Когда моя родственница из Германии звонит и говорит: «А ты не хочешь совершить кругосветное путешествие?». Я спрашиваю: «Какое кругосветное путешествие?». Она говорит: «Сейчас же модно, все едут на камперах», этих домах на колесах. Берут напрокат или покупают, и можно ехать, все для этого есть, есть хорошие кемпинги, они хорошо оборудованы. И можно так проехать, есть паромы, которые перевозят с континента на континент. Но она немножко не понимает, что финансовые возможности уже не те, и вообще, меньше всего в голову приходит мне сейчас кругосветное путешествие.
Читайте также: О чем и о ком забыло украинское общество
Если говорить об абсурдах, которые сопутствуют нам, я думаю, что сама история с нашим государством... В Советском Союзе фактически все были голодранцами, но в разной степени имели доступы к каким-то кормушкам, все-таки социально были защищены каким-то образом, получали отпускные, оплачивали больничный лист, были какие-то выходные пособия, оплачивали декреты. Но, тем не менее, мы жили в очень узком сегменте - и с точки зрения прав человека, и с точки зрения передвижения у нас никаких возможностей не было.
Но вот когда это все рухнуло, и было построено новое государство, причем построено довольно быстро, оно стало классовым.
Мы построили государство, которое, фактически, состоит из очень бедных и очень богатых. И это - очень сильная дискриминация.
Сам признак бедных и богатых в государстве говорит о дискриминации. Это, наверное, то же самое, что построить по цвету кожи государство, где, допустим, темнокожие — люди второго сорта. Это Америка 50-х годов. Я думаю, что мы такое государство построили. Это один абсурд такой.
А другой абсурд — то, что сегодня происходит в этом государстве. Здесь проводятся одновременно фестивали и увеселительные мероприятия. С другой стороны, идет война, ежедневно мы видим погибших людей, все эти вещи стали для нас обыденными. И фактически у молодого человека есть выбор: можно поехать в АТО повоевать, а можно - на Одесский кинофестиваль, на «Альфа-джаз» во Львов. Мы просто к этому привыкли, и стало для нас это обыденным, но, если посмотреть со стороны, то это выглядит абсолютным абсурдом.
Абсурды встречаются у нас на каждом шагу. Например, абсурд, когда вы можете застраховать автомобиль, но не можете застраховать здоровье и жизнь человека. Мне кажется, абсолютный абсурд, когда вы об автомобиле больше заботитесь, чем о самом себе. У нас нет видов страховки, чтобы себя застраховать, медицинской страховки фактически нет, но все схемы и механизмы страховки автомобиля есть. Значит, мы автомобиль страхуем, страховка гражданская обязательна. А человек — абсолютно беспомощен.
Я приведу сразу два примера. Первый - когда коллеги собирались и проводили нон-стоп день лекционный, чтобы передать вырученные деньги для реабилитации коллеги, который пострадал в автомобильной катастрофе. И второй, абсолютно вопиющий пример. Несколько дней назад ограбили Сашу Гляделова, известного фотографа. Мы все его хорошо знаем, он широко известен, это наша гордость украинская - фотограф, который является некоммерческим, во-первых. Во-вторых, он - абсолютный волонтер, занимается такой фотографией, которая не продается, и всегда испытывал материальные трудности, потому что большие организации, с которыми он работает, не платят деньги, они оплачивают только расходы. И Саша сам - человек, который посвятил всему этому свою жизнь, это такая его жизненная позиция и реализация.
И вот нищие воры (безусловно, это признаки времени нынешнего, нищие воры, потому что сегодня воруют очень много, угоняют автомобили) лезут к нему в квартиру в то время, когда он находится там. И он, спасаясь от этих воров, прыгает со второго этажа, ломает руку, ударяется головой, попадает в больницу.
И теперь звучат призывы собрать ему средства. Его ограбили, забрали компьютер, еще какие-то вещи. Для воров этот компьютер ничего не стоит, потому что максимум они продадут его за 50-100 долларов... А у Саши там весь архив, это часть его жизни большая. И это для него очень сильный удар.
И оказывается, что фотограф такого уровня, раненый в АТО и до сих пор ходящий с осколком в ноге, подвергается такому насилию, и у него нет абсолютно никаких прав и защиты. И мы снова будем собирать деньги на то, чтобы компенсировать ему затраты и каким-то образом спасти его здоровье, восстановить. Вот такие вещи абсолютно в 21-м веке, в нашей европейской стране, выходят за рамки понимания. Просто мы к этому привыкаем...
Ну и, безусловно, наличие богатых людей, людей, которые воруют...
Недавно была публикация про обычных районных налоговиков. Провели у них обыск, нашли огромное количество денег, за которые можно было бы и оздоровить больных детей, и обучить, и инвестировать в культуру, и сделать массу других вещей.
Поэтому, когда мы говорим о демократии, о безвизовом режиме, я считаю, что это насмешка... Не то, что насмешка, это очередной абсурд, потому что мы сегодня ближе к 1917-му году и к какой-то революции. Из-за того, что есть огромное количество людей, перешедших черту бедности, уничтожен средний класс. Художники не могут позволить себе лишнюю поездку в Берлин, на свой профессиональный симпозиум.
Поэтому я думаю, что мы сегодня ближе, наверное, к каким-то революционным действиям, чем к тому, чтобы в нашей стране все было спокойно...